24.07.2009 Свой камень (обзор рынка натурального отделочного камня)

Вверх на один уровень

Составители гороскопов советуют внимательно отнестись к выбору своего камня. Дизайнеры и архитекторы абсолютно с ними согласны.

Камень, ножницы, бумага...

Бытует мнение, что натуральный камень хорош лишь в роскошном, богато декорированном интерьере. Однако "дворцово-парковые ансамбли", "родовые замки" и "крепости", воздвигнутые нашими предприимчивыми соотечественниками, - еще не повод для подобных выводов. Камень уместен в любом жилище, но только в том случае, когда он правильно подобран и соответствует общему архитектурному стилю. Природное благородство материала само по себе задает определенный тон, следовать которому достаточно сложно, порой несколько хлопотно, но все же необходимо.

Камень используют не только для отделки стен, пола, лестниц, колонн и каминов. Детали интерьера (подоконники, плинтусы, дверные наличники), мебель (журнальные столики, столешницы-топы на кухне и в ванной, барные стойки, табуреты) и чисто декоративные элементы (флорентийская мозаика, наборные мозаичные панно, украшения в стиле fossili (от итальянского fossili - "окаменелости") - все это великолепно вписывается в антураж не только классического, но и современного по стилю интерьера.

Общеизвестно, что натуральный камень прекрасно сочетается с другими благородными материалами - стеклом, деревом, сталью, но в то же время совершенно неприемлемо его соседство с пластиком. Впрочем, многие итальянские дизайнеры относятся к этому мнению как к устойчивому предрассудку и смело водружают на мраморные плиты цветные табуреты из поливинилхлорида и прозрачные столики из метакрилата. Заметим, вопрос спорный: сочетаемость материалов - дело вкуса, и было бы самонадеянно навязывать другим то или иное мнение. Как в детской игре: "Камень, ножницы, бумага..." Что важнее? Что к чему подходит?

Впрочем, есть уже и устоявшиеся представления о том, как и с каким материалом должен сочетаться натуральный камень.

В классическом интерьере каменная облицовка пола или стен великолепно гармонирует с деревянной обстановкой. При этом особое внимание имеет смысл обратить на цвет обивки мягкой мебели. Пестрота вполне допустима, но она должна быть не случайной, продуманной (желательно специалистом-дизайнером). В любом случае, рисунок мебельной обивки должен по своей геометрии сочетаться с рисунком мозаичной поверхности пола или стен. Стоит отметить, что декоративные мозаичные розоны, выложенные из камня, определяют композиционный центр помещения. Неплохо, если им будет соответствовать парадная люстра в гостиной или расписной плафон в спальне. На стенах в сочетании с камнем хороша, например, белая рельефная штукатурка, но допустимы также обои или гобелены. Не надо забывать, что при темной облицовке пола лучше выбирать светлую и достаточно легкую мебель, чтобы не "утяжелять" интерьер. Точно так же в декоре лестницы белый подступенок подчеркнет цвет и текстуру каменной проступи.

В интерьере кантри камень (чаще всего рельефно обработанный, грубоватый) логичнее всего будет выглядеть рядом с деревом натурального оттенка и натуральной кожей, использованной в качестве отделки мебели.

Минимализм и high tech потребуют в цветовой гамме сдержанности. Стекло и сталь - основные материалы стиля высоких технологий - по своему благородству ни в чем не уступают камню.

В оформлении мебели сочетаемость камня с другими материалами, в том числе и искусственными, чрезвычайно широка. Скажем, существуют примеры дизайнерских кухонь, где дверцы, облицованные ценнейшим веронским мрамором, соседствуют с композитным материалом корианом, из которого выполнены столешницы. Достаточно часто бывает и так, что каменные топы покоятся на основаниях, отделанных ламинатом или лакированных в яркий тон. Никакого противоречия в подобных "странных сближениях" нет. Хорошо все, что не вызывает дисгармонии в восприятии, а это, согласитесь, вещь достаточно индивидуальная.

В любом случае, следует учитывать, что облицованные камнем пол и стены уже нельзя будет воспринимать как некий нейтральный фон. "Смысловая нагрузка", которую камень вносит в интерьер, чрезвычайно велика. Более того, столь популярная ныне литотерапия (лечение камнями) основана не столько на обычном терапевтическом эффекте (скептики в него вообще не верят), сколько на психологически благотворном воздействии природного материала на организм человека.

Камень навсегда

В нашем журнале раньше довольно подробно рассказывалось о классификации пород камня по различным признакам (см. "Вечный и натуральный"). Позволим себе коротко напомнить лишь о нескольких наиболее известных и чаще всего применяемых в оформлении интерьера породах.

Мрамор - светоносный (его название в переводе с греческого означает "блестящий"), потрясающий по красоте, хорошо поддающийся обработке и при этом чрезвычайно чувствительный ко всем агрессивным воздействиям камень. В наших суровых климатических условиях его достаточно редко используют для внешней отделки, зато в интерьере он применяется невероятно широко. Стоимость 1 м2 мрамора - $ 35-100, а то и $ 150 и выше (эксклюзивные сорта могут стоить очень и очень дорого!).

Гранит - зернистый (именно так переводится его название с латыни) камень, эталон твердости и прочности. Благодаря своим исключительным качествам (прочность, морозостойкость, малая истираемость и водопроницаемость) используется как для внутренней, так и для наружной отделки зданий. Что касается цены, то 1 м2 гранита стоит от $ 40-100 до $ 300, эксклюзив обходится раза в 2 дороже.

Сланец относится к числу осадочных пород. Не столь ярок и цветист, как мрамор или гранит, но всегда чрезвычайно благороден по цвету. Некоторое время назад использовался только для наружного декора (сланцем, например, мостили улицы), а теперь его чаще и чаще применяют как отделочный материал в интерьере. Стоимость плитки из обработанного сланца - от $ 20 до $ 250 за 1 м2.

Песчаник - пористая осадочная порода, на которую может губительно подействовать повышенная влажность (следовательно, в ванной комнате или бассейне песчаник нежелателен). Среди его достоинств (а к ним относятся доступность и легкость обработки) надо назвать достаточно низкую себестоимость - около $ 5-20 за 1 м2.

Известняк - камень органического и органохимического происхождения. Нередко содержит окаменелости ископаемых организмов. Разновидность известняка - декоративный ракушечник, состоящий из причудливых раковин древних моллюсков, настоящий подарок для любителей стиля fossili ("окаменелости"). Широко используется в отделке стен, как наружных, так и внутренних. Стоимость известняка напрямую зависит от его качества. Нижний рубеж - $ 5-30 за 1 м2.

Конечно же, нельзя просто сопоставлять и тем более противопоставлять различные виды камня по тем или иным признакам. Каждая порода хороша на своем месте, а кажущиеся недостатки при определенных условиях превращаются в достоинства. Тем не менее от всех разновидностей камня мы ждем одного: безупречной надежности или, выражаясь поэтическим языком, вечности! Но возможна ли она?

Долговечность и прочность - понятия взаимосвязанные. По этому признаку породы камня условно делят на три группы: прочные (граниты, кварциты), среднепрочные (мрамор, песчаники, сланцы) и низкой прочности (туфы, известняки).

Важен также и способ обработки камня. Например, в полированную поверхность агрессивные вещества впитываются медленно или вообще почти не впитываются, тогда как шлифованная и особенно пористая поверхность сразу же вбирает в себя любую жидкость. Если же пористый камень используется во внешней отделке, необходимо помнить, что зимой, особенно при резких перепадах температуры (а это в наших краях, увы, не редкость), вода, попавшая в поры, замерзает. Последствия в этом случае могут быть самыми печальными: появятся трещины.

Еще одна важная характеристика - твердость камня. Ее определяют по минералогической шкале Мооса (которая основана на общеизвестном факте: более твердым материалом можно повредить, то есть поцарапать, более мягкий).

Твердость мрамора по этой шкале составляет 3-4 единицы, тогда как твердость гранита - все 7 единиц. Конечно же, в собственном доме никому не придет в голову царапать в научных целях гранитной пепельницей мраморную столешницу, но... Сверхтвердый кварц, который содержится в граните, есть, между прочим, и в обычном песке (его достаточно на городских тротуарах). И в результате проблема выбора не только не упрощается, но, напротив, приобретает все большую широту и многогранность.

И все же камень для интерьера не стоит подбирать, основываясь исключительно на собственных вкусах и предпочтениях.

Мы приведем лишь несколько полезных советов, касающихся выбора камня в соответствии с той или иной зоной интерьера.

В каменоломни!

Промышленная добыча натурального камня ведется в большинстве стран мира. Италия, Испания, Франция, Германия, Греция, Норвегия, Бразилия являются в этой отрасли признанными лидерами. Тем не менее в последние годы серьезную конкуренцию им составляет Китай. Наша страна обладает богатейшими природными ресурсами. В частности, вызывает интерес разработка российских месторождений гранита.

Профессионалам известны некоторые особенности камня, связанные местом его добычи. Считается, например, что мрамор из Греции или Турции уступает в прочности итальянскому, хотя декоративные характеристики во всех трех случаях примерно одинаковы. Италия, где существует многовековая культура обработки камня, и по сей день сохраняет за собой мировое первенство. Вторым крупнейшим поставщиком натурального камня является Испания. Достаточно сказать, что в этой, в общем-то, небольшой стране действует 1100 каменоломен и 3000 предприятий по обработке камня.

России с мрамором повезло меньше, чем средиземноморским странам, зато наша страна богата белыми, серыми и красно-коричневыми сортами гранита. Розовый, желтоватый, темно-зеленый и густо-черный гранит везут к нам из Китая, все оттенки серого - из Италии, в то время как из Испании - светло-зеленый, черный и розовый.

Прихожая, входная зона

Уже по перечисленным выше характеристикам ясно, что мраморный пол в прихожей - не самое лучшее решение. Мало того, что этот камень относится к числу легко истираемых, он еще и вступает в реакцию с кислотами и щелочными растворами (основу мрамора составляет карбонат кальция). А теперь представьте себе зимние улицы, обильно посыпанные песком и реагентами. Для чувствительного к любой агрессивной среде мрамора подобная "адская смесь" окажется губительной. Даже при низкой проходимости неизбежно придется делать перешлифовку. Другое дело - полированный гранит. Он выдержит и механические повреждения, и другие вредные воздействия. К тому же пестрота и зернистость гранита сами по себе являются прекрасными качествами для помещений с большой нагрузкой - частички грязи и пыли на такой поверхности будут практически незаметны. Впрочем, специалисты советуют не делать поспешных выводов: если через вашу прихожую не марширует ежедневно полк солдат, то и полированный мрамор, при наличии грязезащитного покрытия перед порогом и небольшого ворсового коврика у двери (внутри помещения), сможет с честью перенести все тяготы российского климата. Что касается сланца, то никаких противопоказаний на его счет нет. Это достаточно твердая порода (примерно 5 единиц по шкале Мооса), которую вполне можно использовать в местах с высокой проходимостью.

Кухня

Некоторое предпочтение граниту отдается и при изготовлении кухонных столешниц-топов. Дело в том, что мрамор столь же красив, сколь капризен. Ломтик лимона, капля уксуса, нечаянно разлитые чай, кофе, сок или вино - все это может испортить безупречный внешний вид изделия. Чтобы сохранить первозданный облик мраморной столешницы, придется проявлять чудеса осторожности и аккуратности. Любую жидкость с мраморной поверхности следует сразу же удалять, а пострадавшее место промывать чистой водой. Причем зачастую вывести образовавшееся пятно помогут лишь специальные очистители. Полированный гранит не нуждается в таком трепетном отношении, однако без периодической обработки защитными средствами не обойтись и в этом случае (подобные средства существуют для каждой породы камня).

Ванная комната

В ванной комнате картина несколько иная. Пол здесь ни в коем случае не должен быть скользким, а полированный гранит - все же очень скользкое покрытие. Пористый и водопроницаемый неполированный мрамор в данном случае гораздо уместнее, поскольку вода не только легко впитывается в него, но и не менее легко испаряется. Шероховатая поверхность сланца не скользит, и он тоже вполне приемлем для облицовки пола вокруг бассейнов и ванн. А вот известняки и песчаники плохо переносят высокую влажность.

До укладки камня в этой зоне интерьера специалисты единодушно рекомендуют использовать только полимерный влагостойкий (безводный) клей. В противном случае вода, проникнув сквозь поры и швы, буквально растворит клеевую основу.

Гостиная и спальня

Особых ограничений, связанных с этими зонами интерьера, не существует. Для облицовки пола и стен, для предметов мебели и элементов декора подойдет любой камень: гранит, мрамор, сланец, известняк... Камин, несмотря на расхожее мнение о предпочтительности пористых пород, профессионалы советуют декорировать по вашему вкусу. Все равно камень в данном случае не является проводником тепла (камин, в отличие от традиционной печи, согревает воздух, как костер, - открытым пламенем). Другое дело - полы с подогревом. Здесь все же лучше использовать мрамор, поскольку он быстрее прогревается и лучше отдает тепло. То есть единственная настоящая проблема, с которой столкнется владелец "каменной гостиной", носит чисто эстетический характер. О ней речь пойдет в следующем разделе.

Какая фактура!

Камень испокон веков привлекал человека не только своей надежностью и прочностью, но и потрясающей, поистине неповторимой красотой, которую сама природа создавала на протяжении многих миллионов лет. Светоносный желтоватый греческий, белоснежный каррарский, красный с прожилками веронский мрамор. Граниты - от строгих черных и серых до кроваво-красных и редчайших небесно-голубых. Песчаник, словно вобравший в себя тепло тысяч солнечных дней. Сланец, сдержанно-одноцветный или изысканно-"ржавый"... Впрочем, все это поэзия, а проза (заимствованная из известного справочного пособия) такова: "Декоративность породы может быть достаточно полно оценена тремя основными параметрами: цветом, текстурой и фактурой". Каждому признаку присваивается определенное количество баллов, что, в свою очередь, определяет категорию камня. Таким образом, вы уже на стадии покупки можете проверить собственное эстетическое чутье, сопоставив его с мнением солидных экспертов. Собственно, чем выше декоративные характеристики камня, тем выше буду т его стоимость. Но попробуем немного разобраться в том, что специалисты именуют цветом, текстурой и фактурой.

Цвет камня (цветного, а также белого или черного, неважно) характеризуется тоном, насыщенностью и светлотой (в обыденной жизни мы бы сказали "блеском").

Текстура - это неповторимый рисунок камня (как отпечатки пальцев, не существует двух одинаковых). Ее можно выявить и подчеркнуть с помощью правильной обработки поверхности или распила.

По цвету и текстуре для каждой разновидности камня существуют некоторые каноны (набор признаков), отступления от которых должны восприниматься глазом как некая дисгармония и некрасивость. А посему - верьте глазам своим, а если кто-то станет утверждать, что желтоватые разводы на белоснежном мраморе или бурые пятна на красном граните - обычное явление, усомнитесь в его компетенции!

Наконец, фактура - важнейшая характеристика рельефа поверхности. Благодаря фактуре можно изменить и цвет, и текстуру камня.

Суть фактурной обработки заключается в том, что лицевую часть каменной плиты подвергают разному физико-механическому или химическому воздействию. Напомним о некоторых распространенных фактурах.

• "Скала". Грубоватый рельеф камня, получаемый в результате скалывания с поверхности больших кусков. Возникает как бы естественный скол с перепадами высот рельефа до 5-15 см.

• Пиленая фактура достигается путем обработки камня алмазными дисковыми пилами. Ее характеризует шероховатая поверхность с перепадами высот до 5 мм.

• Шлифованная фактура. Ровная, немного шероховатая поверхность камня со следами обработки абразивным инструментом. Перепад высот - до 2 мм. Рисунок, цвет и структура камня проявляются в данном случае слабо, но общий фон становится светлее.

• Лощеная фактура. Гладкая матовая поверхность без видимых следов обработки абразивным инструментом, с явно выраженным рисунком камня.

• Полированная фактура. Для нее характерен зеркальный блеск. Гладкая поверхность камня четко отражает детали предметов. Полировка полностью выявляет и подчеркивает природный цвет и рисунок камня. Надо заметить, что такой обработке можно подвергать не все породы. Например, не полируют слоистый сланец и известняк, а вот мрамор или гранит великолепно воспринимают данную процедуру.

Итак, ваша задача будет состоять в том, чтобы правильно определить не только физико-механические свойства камня, но также и его цвет, текстуру и фактуру.

Обратите внимание на сложное сочетание цветов в декоре лестницы. Контрастные по тону элементы отлично гармонируют друг с другом

Считается, что для домашнего интерьера все же наиболее подходящим, "уютным" камнем будет мрамор любых светлых и теплых оттенков.

Относительно сочетания в одном интерьере гранита и мрамора существуют разные мнения. Некоторые специалисты полагают, что две столь непохожие породы не нужно сопоставлять. Особенно много хлопот вызовет мозаичный пол с гранитными и мраморными модулями: при укладке с последующей полировкой для мрамора и гранита понадобятся разные шлифовальные машины, а это достаточно сложно. Другие специалисты считают, что мрамор и гранит сочетать вполне возможно, тем более что в этом случае удается достигать более выраженного декоративного эффекта.

Каменное ложе

Пол и стены - основные поверхности, декорируемые камнем. Укладка камня - процесс трудоемкий и очень ответственный. Без профессионалов в данном случае не обойтись.

Перед началом работ, если в этом есть необходимость, можно сделать выравнивающую стяжку. Затем мастера приступают к сухой раскладке, то есть размещают плиты на полу, подбирая их оптимальное сочетание по цвету и рисунку (ваше право - утвердить рисунок или попросить заменить его). При работе с мраморными плитами может применяться прием macchia aperta ("открытое пятно"), традиционный для итальянского декоративно-прикладного искусства. Слябы (плиты), полученные в результате распила одного блока, располагают так, чтобы рисунок на разных фрагментах совмещался (примерно так же подбирают и рисунок древесного шпона).

При укладке натурального камня между плитами оставляют зазор не менее 2-3 мм. Швы "маскируют" небольшие неровности и позволяют камню дополнительно "дышать". Очень популярен способ укладки с последующей полировкой, когда на стяжку помещают пиленые или шлифованные плиты, а затем полируют поверхность. При таком методе швы почти незаметны и плитку не приходится подгонять по высоте. Но этот вариант хорош лишь для пород, которые легко поддаются полировке.

Для укладки камня существуют специальные виды клея-основы. Мало впитывающие влагу сланцы можно крепить практически на любой состав. Граниты и песчаники желательно укладывать на составы с небольшим содержанием воды. Пористые же породы (известняк, мрамор, травертин) вообще можно крепить лишь на безводный клей. Каменные плитки, отполированные с применением мастики, нельзя укладывать на водный раствор, поскольку мастика задерживает испарение воды и в порах камня будут кристаллизоваться соли.

Для облицовки стен крайне редко используют крупные слябы, чаще применяют модульную плитку, которую прикрепляют с помощью специального клея. При неровной поверхности стены или больших по размеру модулях плитку монтируют на металлическую сетку, закрепленную на стене. Используют и дополнительные крепления.

Выбор фактуры - вопрос тоже отнюдь не праздный. Полированная фактура наиболее ярко выявляет природную красоту текстуры. Полы, стены и столешницы из полированного камня отражают свет, как настоящие зеркала. Неповторимый блеск камня всегда был признаком роскоши, вечного праздника, бала. Поэтому, если ваш интерьер выдержан в классическом стиле, ничто не помешает вам ступать по сверкающему многоцветному полу... Ничто, кроме постоянных хлопот о его сохранности!

Матовая (шлифованная, лощеная) поверхность не столь блистательна, но зато более практична, а для интерьера в стиле кантри или минимализма - единственно уместна.

В последнее время огромной популярностью пользуется так называемый состаренный мрамор, или "антика". Поверхность мрамора после "состаривания" (его выполняют, как правило, механическим способом) сохраняет яркость, но становится как бы потертой, "древней". Подобная облицовка выглядит чрезвычайно благородно, но совсем не так парадно и официально, как полированная. За "антикой" проще ухаживать (для этого существуют специальные препараты). Вдобавок шероховатая поверхность создает очень приятные тактильные ощущения: походить босыми ногами по такому полу в ванной или спальне - одно удовольствие!

Что касается фактуры "скала", то ее современные дизайнеры любят за рельефность, возможность поиграть со светотеневой моделировкой и придать интерьеру особую выразительность. Чаще всего такими плитами облицовывают нижнюю (цокольную) часть стен и камины.

Время убирать камни

Уборка в доме с каменным полом - процесс несложный и одновременно очень ответственный. Прежде всего, необходимо позаботиться о защите камня. Существуют специальные препараты, способные защитить как полированную, так и матовую поверхность от неприятностей самого разного толка: красящих и разъедающих поверхность жидкостей, механических и других повреждений. Как правило, эти средства представляют собой полимерные жидкости. Продаются также препараты, после обработки которыми возникает эффект мокрого камня - цвета становятся яркими и насыщенными. Все защитные средства, как правило, просто наносят тампоном на поверхность камня, а через 20-30 минут ее полируют обычной сухой тряпочкой.

Специалисты рекомендуют в качестве защитных и очищающих средств продукцию компаний GENERAL (Италия), LITHOFIN и AKEMI (Германия). В их арсенале имеются и полимерные защитные препараты, и составы с эффектом "оживления цвета", и всевозможные пропитки и очистители. Консультанты всегда помогут найти набор, идеально соответствующий вашему типу камня.

Мы надеемся, что выбор "своего" камня не окажется для вас хлопотным и заурядным делом. Камень достоин особого отношения!

Источник www.ivd.ru

01.02.02

НАТУРАЛЬНЫЙ КАМЕНЬ В НАРУЖНОЙ ОТДЕЛКЕ ЗДАНИЙ

Натуральный камень - пожалуй, один из самых древних строительных материалов, который используется для внешней облицовки уже не одну тысячу лет: он украшает фасады и фундаменты домов, «держит» речные берега, служит постаментами памятникам... О природном камне и его свойствах мы говорили в предыдущем выпуске. На сей раз речь пойдет об использовании этого материала в облицовке наружных лестниц, фасадов и цоколей зданий.

Плюсы натурального камня

Один из главных плюсов натурального камня, применяемого для облицовки фасадов, - долговечность покрытия. Лучшее подтверждение этому - сотни и тысячи зданий во всем мире, облицованных природным камнем и не изменивших своего внешнего вида на протяжении столетий.

Другое, не менее важное качество натурального камня - его красота. Трудно назвать другой отделочный материал, где бы столь гармонично сочетались строгость и эффектность, монументальность и изящество. Город, здания в котором облицованы природным камнем, обретает свое неповторимое «лицо». Например, те, кто видел утренний Ереван, навсегда запомнят розовый свет, который буквально излучают стены, облицованные мрамором и туфом. А разве можно забыть гранитный наряд Петербурга или Берлина, придающий этим городам поистине царское величие!

Впрочем, натуральный камень используется не только в отделке городских зданий, набережных и мостов. Не менее важной сферой его применения является частное строительство. В данном случае натуральный камень выступает не просто в роли отделочного материала, а в качестве символа благополучия, достатка, основательности, надежности. Частных домов, во внутренней и внешней отделке которых использован натуральный камень, с каждым годом становится все больше. И это неудивительно. Ведь при соблюдении технологии укладки каменная облицовка будет служить практически вечно.

Те, кому довелось побывать в Амстердаме, наверняка заметили, что жители этого города чрезвычайно дорожат своей историей. Любовь к старине проявляется здесь во всем. В том числе и в охране памятников архитектуры. Например, если здание сохранило интерьер или облицовку как минимум столетней давности, то на их поддержание городская казна выделяет владельцу специальные ссуды. Есть даже фирмы, которые делают электропроводку, сантехнику, мебель и дверные ручки, в точности повторяющие те, что выпускались сто и более лет назад. В одном из таких удивительных домов оказались архитектурные элементы, возраст которых превышал возраст дома! Оказывается, в XIX веке хозяевам пришлось снести старое здание, построенное еще в XIII столетии, поскольку отреставрировать его было уже невозможно. Но гранитное крыльцо и облицовку цоколя, а также внутреннюю лестницу из мореного дуба перенесли в новый дом. Они украшают его до сих пор!

Минусы натурального камня

Большинство недостатков натурального камня скорее надуманы, нежели реальны. Но даже вокруг очевидных фактов порой образуется столько домыслов, что непредвзято разобраться в том, каковы же недостатки природного камня и насколько они существенны, довольно сложно.

Главным объективным недостатком натурального камня считается его вес. Действительно, камень и впрямь является одним из самых тяжелых отделочных материалов, и этот фактор обязательно должен учитываться. Но это отнюдь не означает, что от камня нужно отказаться только на том основании, что он слишком много весит. Просто в каждом конкретном случае необходимо проводить индивидуальные расчеты, исходя из высоты здания, породы камня, толщины облицовочных плит, общего веса облицовки, учитывать способ крепления, толщину и материал стен и множество других факторов. Такие расчеты очень сложны, но необходимы для создания не только красивого, но прежде всего безопасного и долговечного здания.

Радиоактивность. В последние десятилетия широкое распространение получила радиофобия - боязнь излучений. Насколько реальны страхи, связанные с радиоактивностью натурального камня, - тема для отдельной статьи. Здесь же отметим следующее.

Во-первых, повышенной радиоактивностью обладают далеко не все породы камня, а лишь магматические (гранит, диорит, габбро). Причем даже камень из одного месторождения, но из различных пластов может на порядок различаться по радиоактивному фону. А такие породы, как мрамор и доломит, вообще относятся к другой группе, поэтому от них лишние рентгены не грозят. Во-вторых, существуют санитарно-гигиенические нормы, согласно которым каждую партию камня можно использовать либо неограниченно, либо с ограничениями (к примеру, «только для наружных работ»). Это следует иметь в виду и не выкладывать камнем для наружных работ столешницу на кухне или пол в спальне. В-третьих, предлагать камень, не соответствующий нормам радиационной безопасности и не имеющий по этой причине должных сертификатов, не станет ни один уважающий себя поставщик.

Применение камня во внешней отделке

Квалифицированно работать с натуральным камнем может далеко не каждый дизайнер и архитектор. А это очень важно. Ведь в возведение и отделку здания вкладываются большие средства, и заказчик должен быть уверен, что они будут потрачены грамотно.

В идеале внешняя отделка должна проектироваться в комплексе со всем зданием. В этом случае можно еще на бумаге рассчитать не только стоимость работ, но и наиболее эффективно спланировать использование материалов, варианты их сочетания и способы укладки. Это, конечно, не означает, что нельзя отделать природным камнем уже готовое здание. Просто в этом случае у архитектора будет значительно меньше свободы - конструктивные особенности готового дома диктуют определенные ограничения как при выборе материалов, так и способов их использования.

Опытные архитекторы и дизайнеры способны «подогнать» и сам дом, и его отделку «под хозяина», учтя его характер, вкусы, привычки (если речь идет о частном доме), или под концепцию здания (если строится магазин, офис, развлекательный комплекс и т.д.). Например, темный камень (габбро, лабрадорит, темные граниты и мрамор) символизирует основательность и монументальность, а в некоторых случаях - замкнутость и неприступность. Светлые же граниты, мрамор и известняковые породы ассоциируются с легкостью, открытостью, праздничностью.

Не меньшую роль в создании облика здания играет способ обработки поверхности камня. Традиционно для облицовки частных домов используют полированный камень, который эффектно смотрится на небольших площадях. Монументальные строения лучше всего облицовывать лощеным или шлифованным камнем. В отделке цокольных элементов часто применяется обработка под «дикий» камень, имитирующая фактуру скалы. Как правило, «дикий» камень (гранит, кварцит или песчаник) украшает фундаменты больших зданий, подчеркивая их монументальность и основательность. Ярким примером такой отделки служат сталинские «высотки» - дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание МГУ. Очень элегантно смотрится сочетание «дикого» и бучардованного камня.

«Дикий» камень потрясающе смотрится и в отделке частных домов. Вот лишь один пример. В Саксонии есть дом, стоящий на склоне крутого холма, покрытого буковым лесом. Дизайнер спланировал облицовку таким образом, что создается впечатление, будто дом вырастает из скалы. Чтобы создать такой эффект, фундамент отделали «диким» гранитом, и облицовка практически слилась со склоном холма. Широкие гранитные блоки фундамента дома-скалы сужаются вверху и плавно переходят в стены, выложенные светлым известняком. Подгонка каменных плит была настолько точной, а щели в кладке так искусно замаскированы, что даже поблизости от дома не покидает ощущение, будто здание «врезано» в гранитную скалу.

Применение различных пород камня с точки зрения их физических свойств. Сочетаемость пород

Рассмотрим некий гипотетический дом, который предполагается облицевать натуральным камнем. Начать стоит, разумеется, с основания. Для облицовки цоколя необходим плотный, морозостойкий камень, желательно темных тонов. Ведь нижняя часть стены наиболее подвержена воздействию неблагоприятных факторов: температурных перепадов, контакту с водой и грязью и пр. А цокольная облицовка должна выдерживать эти воздействия на протяжении десятков и сотен лет. По своим свойствам для этой I роли наиболее всего подходят породы магматического происхождения - гранит, лабрадорит, габбро и родственные им, а также кварцит и песчаник темной окраски. Мрамор для облицовки цоколя использовать вообще не стоит, тем более светлый - буквально за несколько лет он утратит «товарный» вид. Также нежелательно применять для отделки цоколя рыхлые осадочные породы - известняк, доломит, ракушечник. Большая часть этих пород имеет светлые тона, поэтому на них хорошо заметны подтеки от дождя и грязи. При облицовке цоколя особое внимание нужно уделить герметизации кладочных швов (особенно нижнего, в основании стены). Если в эти швы будет попадать вода, это может негативно отразиться на прочности покрытия. Толщина цокольных плит, их размеры и фактура поверхности могут быть самыми разными - здесь все зависит от выбора дизайнера. Единственное требование строительных норм, касающееся фактуры камня, связано с толщиной плиты. Плиты, обработанные бучардой, с пиленой поверхностью и с фактурой «дикий камень» толще и тяжелее обычных полированных плит, поэтому их следует укладывать только на раствор, заполняя после укладки швы герметиком.

Выбор камня для облицовки стен в первую очередь диктуется соображениями дизайна. Но несколько общих моментов есть и здесь. Согласно требованиям строительных норм, облицовочные плиты площадью до 0,4 м2 и толщиной до 10 мм можно укладывать на клей без дополнительного крепления. А вот элементы больших габаритов требуют помимо раствора дополнительного крепежа в стену. Для «мокрой» укладки существуют ограничения по высоте здания. Правда, определенных стандартов в этом отношении нет, и для каждого проекта этот показатель рассчитывается отдельно. Отметим лишь, что, как правило, подобные ограничения касаются многоэтажных домов (5 и более этажей).

Что касается выбора камня для облицовки стен, то здесь ограничений гораздо меньше, чем в отношении цоколя. Для отделки стен здания подойдет и известняк, и доломит, и многие другие «рыхлые» породы, поскольку стены здания меньше подвержены вредным воздействиям и эрозии. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что подтеки на поверхности светлого камня могут появиться все равно. Особенно в тех случаях, когда, например, балконы, эркеры или другие выступающие архитектурные детали не оборудованы правильными водостоками (т.е. не имеют водоотбойных козырьков). В таких случаях дождевая вода стекает по ним к стене, а не наоборот, как полагается.

Главным и, похоже, единственным серьезным ограничением при подборе облицовочного камня является несовместимость силикатных пород (кварцит и песчаник) с карбонатными (мрамор, известняк, ракушечник, доломит, травертин). При Их непосредственном соседстве содержащаяся в силикатах кремниевая кислота вступает в реакцию с карбонатом кальция (основа известковых пород), и оба камня разрушаются ускоренными темпами. Остальные породы могут«соприкасаться» друг с другом без особого ущерба. Но нужно учитывать, что камни при облицовке стен обязательно укладывают с зазором, поскольку они имеют особенность увеличивать или уменьшать свой объем при изменении температуры, и у каждой породы эти показатели индивидуальны. Ширина зазоров зависит от размеров плит, от плотности камня и рассчитывается в каждом случае отдельно. Если стены облицовывают, например, не одной, а двумя породами, то зазоры следует рассчитывать для той, у которой коэффициент объемного расширения больше.

Типы крепления облицовочных элементов

Существуют два основных типа крепления каменной облицовки к стенам и цоколю: с помощью клеящих мастик и смесей (так называемый мокрый способ) и бесклеевой метод - посредством различных крепежных систем. Встречается также и промежуточный вариант, когда плиты крепят к стене механическим способом, а затем заливают пространство между стеной и облицовкой раствором. При этом плиты нередко закрепляют не только в стену, но и друг с другом.

При использовании клеевого метода желательно использовать специальные мастики. Они обеспечивают эластичность соединения, нейтрализуя воздействие температурных перепадов, и защиту камня от конденсата, возникающего в результате циркуляции водяного пара из внутренних помещений сквозь стену наружу. Впрочем, для полной защиты от образования водяных паров одной мастики недостаточно - стены здания должны иметь внутреннюю пароизоляцию. Это правило справедливо и для смешанного типа крепления.

При «мокром» способе крепления плит внешние отделочные работы следует планировать на период с мая по октябрь. В другое время почти на всей территории России преобладает низкая температура воздуха, в результате которой вода, содержащаяся в растворах и смесях, может замерзнуть и тем самым ухудшить свойства клеящих составов.

Универсальное решение. Как показывает практика, универсальных решений, которые разом решали бы все проблемы, не бывает. Однако облицовка фасадов - счастливое исключение из правил. В этом виде работ существует метод, позволяющий нейтрализовать или свести к минимуму все вредные воздействия на облицовку и добиться того, чтобы облицовочные элементы прослужили как можно дольше. Это - бесклеевой крепеж, который применяется при устройстве вентилируемых (навесных) фасадов. Общие принципы оборудования навесных фасадов просты: облицовочные элементы с помощью анкеров фиксируют в стены здания, оставляя зазор между плитой и стеной от 30 до 250 мм (в зависимости от размера плит, использования теплоизоляции и т.п.). Между самими плитами оставляют зазоры для компенсации температурного расширения. В эти швы по желанию можно уложить эластичные прокладки или заделать их герметиками. Помимо анкерного крепежа в последнее время все шире применяется крепеж на секционные решетки, подвесные шины и другие подобные системы.

Итак, каковы же преимущества навесного способа облицовки?

1. Нейтрализуется вредное воздействие температурных перепадов и влаги (осадков и конденсата). Постоянная циркуляция воздуха между стеной здания и облицовкой обеспечивает выход водяных паров наружу и препятствует конденсации влаги.

2. Отпадает необходимость готовить стену к укладке на клей или раствор, поскольку наличие неровностей стены не играет никакой роли, так же как наличие/отсутствие штукатурки. Более того - с помощью навесного фасада можно скрыть внешние дефекты основной стены.

3. Снимаются ограничения по высоте зданий. Каждый элемент облицовки оказывает нагрузку лишь на «свой» участок стены, никоим образом не влияя на нижние ряды, как это происходит при клеевом креплении. В силу этого становится возможным использование плит крупного формата (до 2-3 м2) и большой толщины (до 160 мм), что значительно снижает затраты на облицовку. Кроме того, отпадает необходимость в дорогих мастиках и клеевых составах.

4. Значительно расширяются возможности дизайна: «самостоятельность» каждой плитки позволяет использовать породы, различные по своим физическим характеристикам, в самых разнообразных сочетаниях.

Существует еще один, очень перспективный способ навесной облицовки с применением сэндвич-панелей из натурального камня. Такая панель представляет собой плитку толщиной не более 7 мм, закрепленную на сетчатом алюмопластиковом каркасе, который выполняет роль арматуры. Один квадратный метр такой плитки из гранита весит обычно не более 16 кг (для сравнения: обычная неармированная гранитная панель весит от 35 до 60 кг/м2, в зависимости от толщины). Преимущества нового материала очевидны: снижение расхода камня, существенное уменьшение общего веса конструкции и нагрузок на стены.

Противодействие эрозии и загрязнениям. Защитные составы

Безусловно, полностью защитить каменную облицовку от внешних воздействий невозможно. Но чтобы она прослужила не одно столетие, ее очистка от неизбежных загрязнений была легкой, а не превращалась в реставрационные работы, многие производители разработали ряд специальных препаратов. Их применение позволяет уберечь каменную облицовку от большинства неблагоприятных воздействий. Как правило, такие составы имеют общее защитное назначение (например, водо- и грязеотталкивающие) или обладают определенной спецификой (защита от кислот, щелочей, органических растворителей и красок, микроорганизмов и пр.).

Водо- и грязеотталкивающими составами особенно рекомендуется обрабатывать рыхлые породы камня, легко впитывающие влагу (песчаник, ракушечник). Эти препараты обеспечивают защиту от дождя, брызг грязи, водорастворимых солей и красок.

Маслогидрофобные составы подходят почти для любой породы камня и в дополнение к водоотталкивающим свойствам защищают поверхность от нефтепродуктов. Такие пропитки особенно необходимы для защиты фасадов, выходящих на большие улицы с интенсивным транспортным потоком.

Пропитки, устойчивые к кислой среде, незаменимы в регионах, где не редкость - кислотные дожди. После обработки такой пропиткой здания, отделанного доломитом или ракушечником, облицовка будет в безопасности.

Бывают пропитки бактерицидного свойства, предохраняющие поверхность от появления на ней мхов, лишайников и микроорганизмов. Это особенно актуально для облицовки из известковых пород, находящейся в условиях повышенной влажности.

И, наконец, существуют составы, предназначенные для борьбы с любителями настенной росписи. Удалить с незащищенной поверхности натурального камня аэрозольную краску, которой пользуются авторы граффити, довольно сложно. Но если камень был обработан специальной защитной пропиткой, то эта операция не составит никакого труда.

Но это все профилактические меры. А как быть в тех случаях, когда стены уже пострадали от эрозии, грязи или были исписаны граффити? Существуют составы и методики, позволяющие практически бесследно удалять с поверхности камня большинство видов загрязнений. Даже с таких «сложных» для очистки облицовок, как известняк или доломит.

Что в итоге?

Сочетание различных пород камня и способов их обработки предоставляет архитекторам и дизайнерам практически неограниченные возможности для создания оригинальных решений в облицовке. Но работа с камнем - дело непростое и очень индивидуальное. Помимо вкуса она требует от дизайнера большого опыта и отличного знания свойств материала. Кроме того, нужно помнить, что камень отличается не только от других отделочных материалов - даже различные его породы могут быть совершенно несовместимы друг с другом с физической и химической точки зрения, не говоря уже о дизайне. Специалисту требуется технически грамотно работать с камнем, учитывая массу тонкостей и деталей. Только в этом случае натуральный камень полностью оправдает звание самого элегантного и долговечного отделочного материала.

03.03.02

Обработка камня натурального. Виды фактурной обработки природного камня.

Для придания камню дополнительной эстетики его подвергают различной фактурной обработке, которая может выявить и подчеркнуть декоративные свойства камня или, наоборот, затушевать их. В процессе такой обработки природного камня лицевую часть каменной плиты обрабатывают различными инструментами, создавая декоративный рельеф.

Различают следующие основные виды фактурной обработки природного камня :

Фактура "скала" — это грубообработанный камень. Обработка имеет натуральный скол породы с расположенными в хаотическом порядке впадинами и буграми. Применяется в основном для облицовки фасадов.

Пиленая фактура — поверхность не подвергающаяся после распиливания камня никакой дальнейшей обработке. На поверхности таких плиток остаются следы режущего инструмента, после такой обработки камень имеет более грубую фактуру, чем шлифованный материал. Исполъзуется в частных случаях для достижения определенных дизайнерских решений.

Шлифованная фактура — гладкая равномерно-шероховатая поверхность, у которой рисунок камня сглажен. При обработке камня шлифованием рисунок камня и его цвет становятся менее выраженными. Плитки с поверхностью, обработанной таким способом, применяются для облицовки полов, где необходимо уменьшить скольжение, а также для ступеней и площадок лестниц.

Лощеная фактура — гладкая, отполированная не до зеркального блеска, бархатисто-матовая поверхность с четко проявившимся рисунком камня. Обработка камня лощением применяется для облицовки практически любых поверхностей.

Полированная фактура — гладкая поверхность с зеркальным блеском, дающая четкое отражение. На такой поверхности особенно ярко и четко проявляются цвет и рисунок камня. Обработка полировкой уменьшает водопоглощение поверхности камня. Полированные плиты широко используются при облицовке поверхностей внутри помещений, а также для облицовки фасадов зданий и при изготовлении столешниц и других изделий из камня. При попадании воды на полированную поверхность она становится скользкой, в связи с этим не рекомендуется укладка полированных плит на пол во влажных помещениях, наружных лестниц и площадок.

Состаренная под "антику" фактура - искусственно состаренная поверхность, обработанная механическим способом (щетками). Кажется отшлифованной самой природой: ветром, дождем и солнцем. Имитация естественного выветривания придает ему особую выразительность, теплоту и уют.

Обработка камня под "антику" применяется в стилизованных под старину интерьерах. В современном дизайне камень "антика" становится все более модным. Преимуществ у этого типа обработки камня очень много. Интерьеры, оформленные с его использованием, получаются сочными и не раздражают глаз полированной зеркальностью. Этот вид обработки камня дает прекрасную возможность гармонично сочетать внутреннее оформление дома с ландшафтным дизайном, выдержав их в едином стиле, например, с зоной барбекю и т.п. Поверхности, с обработкой камня под "антику", очень приятны на ощупь и даже при сильном увлажнении остаются нескользкими, что очень важно, например, при облицовке санузлов, саун, бассейнов, душевых кабин. Такой камень неприхотлив в эксплуатации, ведь при дальнейшем истирании он становится только еще «древнее» и благороднее.

О компании Новости Область применения Фотогалерея Контакты Прайс-лист Продукция Новости рынка Златолит Обратная связь Ссылки Карта сайта
Обмен ссылками
|